ЛИПЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLI, С. 105-112
опубликовано: 13 июля 2020г.

ЛИПЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Содержание

(Паройская пуст. Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии), находится в г. Липецке, на правом берегу р. Воронеж.

Основан, вероятно, до 1701 г. первоначально как Паройская (Поройская, Паройкова, Пройкова) пуст. Находился в нижней части котловины, рядом с природными пещерами и провалами. Склон горы при выходе на поверхность скальных обнажений известняков содержит следы водных источников карстового происхождения - воклюзов, один из к-рых, находящийся у подножия монастырского Успенского храма, почитался как св. источник. Согласно поздним фиксациям одного из преданий, здесь явилась икона Божией Матери «Живоносный Источник», положившая начало обители (Хитров. 1861. С. 285).

XVII-XVIII вв

Вид на Древнеуспенскую церковь, колокольню и часовню. Фотография. 10-е гг. ХХ в.Вид на Древнеуспенскую церковь, колокольню и часовню. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Отсутствие архивных данных, подтвержденное митр. Евгением (Болховитиновым) в 1800 г., а также Л. М. Максимовичем и А. М. Щекатовым (Географический словарь Тамбовской губ. в кон. XVIII и нач. XIX ст. Тамбов, 1902. С. 32), не позволяет определить время основания обители. По мнению В. В. Зверинского, пустынь основана на месте явления иконы Божией Матери в 1701 г., возможно, самим имп. Петром I (Зверинский. Т. 2. С. 381). Прот. Г. В. Хитров также писал об основании мон-ря на месте явления иконы в 1701 г. имп. Петром I, который «посетил эту местность в 1700 г. и пользовался здесь минеральными водами» (Хитров. 1861. С. 55). Для строительства Липских (Липецких) металлургических заводов Петр I отобрал монастырскую мельницу, из чего следует, что мон-рь и его владения появились немногим раньше времени, указанного Зверинским, возможно, в кон. XVII в. Косвенным подтверждением того, что пустынь могла существовать до 1701 г., следует считать тот факт, что в описании обители 1768 г. деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» назван «ветхим». И. И. Нарциссов сообщает, что «царь, посетив это место, облюбовал его для строительства завода, найдя здесь много железной руды, и решил упразднить «мешавший» этому монастырь» (Нарциссов. 1906. С. 12). 3 февр. 1703 г. царь со свитой, направляясь из г. Ряжска в Воронеж, посетил поместье А. Д. Меншикова в с. Слободском (ныне г. Чаплыгин Липецкой обл.), а на следующий день отправился через с. Студёнки в Воронеж. Дорога из Студёнок проходила вдоль ограды мон-ря: «Прежде сего была дорога мимо той горы по плоскоместью подле бывшей Поройской пустыни к реке Липовке» (ГАЛО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 10. Л. 9 об). На мельнице, принадлежавшей пустыни, был построен Верхний Липский (Липецкий) железоделательный завод. При этом пустынь получала средства из гос. казны. По состоянию на 1727 г. строителю Варлааму с братией «за взятую от монастыря их мельницу на его императорское величество, на котором месте построен казенный завод, по окладной на майскую и сентябрьскую треть прошлого 1727 г. на прокормление… 361 руб. 94 и 1/2 копейки» (РГАВМФ. Ф. 627. Оп. 1. Д. 40. Л. 27), в то время как на содержание одного монаха в год требовалось не менее 10-15 р.

После строительства Нижнего завода пустынь оказалась на берегу заводского пруда (известного впосл. как Петровский) и лишилась части сенокосных угодий в результате затопления. Она продолжала существовать рядом с действующими заводами, укрепила свое материальное положение и к сер. XVIII в. считалась крупной обителью; насчитывала более 30 насельников. По указу 1724 г. к Паройской пуст. были приписаны Красногорская в честь Преображения Господня пуст. (на юж. окраинной части совр. Липецка), епифанская Успенская пуст. (на территории совр. Тульской обл.), у которой ни монастырской земли, ни «денежных и хлебных доходов не имелось», а вместе «со Спасской пустынью к Паройской пустыни был приписан монастырский сад, мельница о двоих жерновах» и «сенных покосов на триста копен» (ГАЛО. Ф. 627. Оп. 58. Д. 7. Л. 1, 11, 17, 33, 35 об., 51 об.). К сер. XVIII в. относится единственное известное картографическое изображение пустыни до ее упразднения. Монастырь со всеми строениями показан на плане Липских железоделательных заводов, составленном обер-гершвореном С. П. Бартеневым в 1742 г. (РГАДА. Ф. 271. Оп. 3. Д. 212).

В 1764 г. пустынь была упразднена. Однако к 1768 г. в обители еще проживал настоятель с братией, включая тех, кто перешли из ранее упраздненных мон-рей.

Постройки

Согласно доношению Воронежского еп. Тихона (Якубовского) в Синод от 18 дек. 1768 г., в обители имелись каменный храм в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца, ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» («за монастырем»), колокольня «лесу дубоваго», деревянные настоятельская и братская кельи, 2 амбара, конюшня. Мон-рь был огорожен плетнем, «а по объявлению настоятеля и всей братии казенных денег, посуды медной и оловянной и деревянной в оной пустыни никакой не имеется. Оное состоит в смотрении сакольского духовнаго правления» (Там же. Л. 36-38 об.).

Древнеуспенская церковь. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2009 г.Древнеуспенская церковь. Кон. XVII — нач. XVIII в. Фотография. 2009 г.Успенский (Древнеуспенский) храм с Никольским приделом, построенный в кон. XVII - нач. XVIII в., сохранил первоначальный архитектурный облик. Древнеуспенская ц. стала так именоваться после постройки в 1839 г. липецким купцом И. С. Богдановым на зап. окраине Липецка кладбищенского Успенского храма. Древнеуспенская ц. состоит из восьмерика на высоком 2-светном четверике, перекрытого высоким, с глухим барабаном куполом, и примыкающего к церкви с сев.-зап. придела, соединенного с трапезной, которая расположена с зап. стороны; юж. фасад обращен к реке. Наос бесстолпный, вертикально вытянутый и хорошо освещенный, составлял контраст с низкими пространствами придела и трапезной. Как было принято в традиции монастырского строительства этого времени, его декорация чрезвычайно скупа, не отличается обилием орнаментики или полихромией. Верхняя часть четверика украшена угловыми рустованными пилястрами и карнизом с «сухариками», восьмерик - гладкими угловыми пилястрами и ступенчатым карнизом. Фасады четверика и полукруглой апсиды декорированы сложными барочными наличниками с высоким треугольным или полуциркульным (на восьмерике) очельем. Вход в трапезную украшают полуколонны и перспективная килевидная арка портала. Возможно, прежде над входом был щипец, повторявший форму арки. Трапезная и придел украшены сложным ступенчатым карнизом с «сухариками» из 2 кирпичей, поставленных на ребро. Оконные проемы трапезной и придела не имеют наличников, а края их для установки однопольных ставен оформлены по периметру в виде фасций (ГАЛО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 117. Л. 197-206). Особенностью храма являются асимметричная объемно-пространственная композиция и ориентация здания по линии «северо-восток-юго-запад», т. е. с отклонением на 45° от трад. ориентации «восток-запад», что объясняется, видимо, местоположением храма (на берегу реки и у подножия горы).

Никольский придел, трапезная и цоколь храмовой части сооружались в кон. XVII в. в 2 этапа. Первоначально были заложены фундаменты и на высоту человеческого роста выполнена кладка стен из бутового камня, а затем из кирпича возведены верхняя часть стен и коробовые своды. Полы в храме выполнены из квадратных известняковых плит, под ними - вымостка из кирпича на песчаной подсыпке. Фундамент придела изготовлен из нетесаных блоков без раствора, насухо, а фундамент апсиды главного престола - из мелких кусков известкового камня, засыпанных без раствора в траншею.

Главный иконостас Древнеуспенской ц. Фотография. 1910 г.Главный иконостас Древнеуспенской ц. Фотография. 1910 г.Устройство Никольского придела датируется точно, т. к. антиминс на его престол освятил местоблюститель Патриаршего престола митр. Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в 1701 г. (ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6066. Л. 1). Постройка храмовой части, судя по объемно-пространственной композиции, деталям декора и размеру кирпича, завершена позднее придела, что подтверждается существующими в различных документах XIX в. указаниями на сооружение всего храма. Так, в неск. источниках строительство датируется 1730 г. (ГАЛО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 6. Л. 126-127 об.; Плужников. 1974. С. 89, 98). Известны длина храма - 6 саж. 1,25 аршина, наибольшая ширина - 3 саж. 2 аршина 12 вершков, высота до верха 2-го карниза храма - 5 саж., до подкрестного яблока - 16,8 м, вместе с папертью - 18 м. Паперть - каменная площадка длиной 16 аршин и шириной 6,5 аршина (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1986. Л. 8; ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6066. Л. 4 об.). Придел и трапезная храма были «теплыми», отапливались печами. В юго-зап. углу трапезной стояла изразцовая печь. Найденный здесь при земляных работах фрагмент полихромного рельефного изразца кон. XVII - нач. XVIII в. передан в областной краеведческий музей. В нач. ХХ в. придел и трапезная отапливались одной унтермарковской печью.

В описании Л. м., составленном в 1768 г., приводятся данные о внутреннем убранстве Успенского храма. В частности, описывается иконостас: справа от резных царских врат находились образ Спасителя, храмовая икона Успения Пресв. Богородицы с 2 серебряными венцами, Владимирский образ Божией Матери; слева - «образ Богоматере с Предвечным Младенцем. На северных вратах архидиакона Стефана образ Николая Чудотворца. Во втором поясе Дванадесятые праздники. В третьем поясе Спасителев образ со апостолы. В четвертом поясе - Богоматерь со Пророки. Сверх оных поясов животворящий крест с Богоматерью и Иоанном Предтечею». На правом клиросе находилась Тихвинская икона Божией Матери. В Никольском приделе «царские врата гладкия, подле оных врат по правую сторону образ Спасителев. Храмовой образ Николая Чудотворца, образ Богоматери с московскими Чудотворцами Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Нерукотворный образ. Образ святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, образ Спасителев и всех святых. По левую сторону образ Богоматери на северных дверях архидиакона Стефана» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2453. Л. 36-38). Длина главного иконостаса составляла более 2 саж., высота - более 3 саж. Придельный иконостас имел длину более 2 саж., высоту - более 4 аршин (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1986. Л. 8). К 1804 г. Успенская ц. была приходской (Кугушев. Мой курс. 1804. С. 53; РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2453. Л. 35-36 об.).

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», разобранный в сер. XVIII в., являлся соборным монастырским. Построен не позднее сер. XVII в., вероятно, одновременно с устроением обители, т. к. в описании 1768 г. уже упоминается как ветхий, службы в нем не совершались. О его размерах свидетельствует описание иконостаса: «...царские врата гладкой работы, по правую сторону образ Спасителев, по левую сторону образ Казанския Богоматери. На северных дверях образ архидиакона Стефана. Во втором поясе в середине Спасителев образ со апостолы. В третьем поясе Дванадесятые праздники». При таком иконостасе ширина храма должна была составлять ок. 3 саж., т. е. 6-7 м. Примерно столько же составляла и длина. К храму примыкала таких же размеров трапезная, в которой «на правой стороне образ резной Николая Чудотворца. На левой стороне образ Печерския Богоматере» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2453. Л. 37-38 об.). В сер. XVIII в., после упразднения мон-ря, в Успенский храм была передана часть утвари, в т. ч. резной образ свт. Николая, к-рый встречается в поздней описи имущества церкви.

Колокольня (1885; утрачена в 30-х гг. XX в.), стоявшая отдельно от храма, представляла собой деревянный 2-ярусный павильон с октагональным планом, открытым ярусом звона, перекрытым куполом и внешней лестницей со всходами, имела богатую резную декорацию. Прежняя колокольня, упоминавшаяся кн. Н. М. Кугушевым в 1804 г., вероятно, стояла на берегу Петровского пруда, выполняя функции часовни над св. источником. К 2015 г. сохранились остатки бутового фундамента колокольни, расположенные к северу от храма, несколько выше по склону.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Фотография. 90-е гг. XIX в.Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Фотография. 90-е гг. XIX в.На св. источнике, где, по преданию, в 1701 г. явилась икона Божией Матери, стояла надкладезная деревянная часовня (2-й пол. XVIII в.) (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1986. Л. 8-8 об.; ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2065. Л. 97 об. Д. 2318. Л. 92-100; Д. 2388. Л. 69; Д. 2044. Л. 58, 105; Липецк и липецкие минеральные воды. СПб., 1868. С. 9-106). Фото 70-х гг. XIX в. дает представление о том, как выглядела первоначальная часовня над колодцем. Это было небольшое сооружение в виде рубленного «в лапу» восьмигранника, перекрытого граненым куполом с небольшим шпилем и крестом. Восьмерик стоял на небольшом четверике, но ни на рисунке, ни на 1-й фотографии в альбоме нижняя часть часовни не видна. Часовня на источнике упоминается и в документах 1867 г. В 1878 г. по проекту архит. А. Е. Андреева на месте часовни была построена новая, деревянная, «в два теса, фундамент каменный... дверей одностворчатых две штуки, окон больших пять штук, малых девять штук». Часовня была 2-ярусной и имела форму восьмигранника, декорированного угловыми пилястрами, подоконными карнизами и наличниками. На каждой из граней было по окну. Фриз часовни украшала резьба. Под свесом кровли был подзор из пропильной резьбы. Высота часовни до карниза (кровли) составляла 5 аршин 14 вершков, ширина грани стены - 1 саж. 15 вершков. Восьмерик 1-го яруса венчал приземистый восьмерик меньшего размера с граненым куполом и маленькой главкой с крестом.

Рядом с часовней из-под склона горы «вырывались огромные потоки воды нескольких ключей». В путеводителе 1900 г. сообщалось, что «из горной породы выбивается целая речка превосходной, чистейшей холодной пресной воды. Воды вытекает несколько миллионов ведер в сутки» (Макшеев. 1900. С. 10). Здесь жители города набирали воду, а в 1911 г. был устроен каптаж и водозабор липецкого городского водопровода, работающий до наст. времени. В кон. 30-х гг. XX в. часовня была разрушена. На месте св. источника устроена скважина, но вода еще вытекала в Петровский пруд по 3 большим чугунным трубам, уложенным при строительстве скважины. Люди приходили сюда по праздникам, набирали св. воду, купались. Однако по указанию горисполкома это место в 70-х гг. XX в. было засыпано землей. Липецкое областное краеведческое об-во предложило вместе с реставрацией храма воссоздать часовню и расчистить часть Петровского пруда.

1843-1922 гг.

Древнеуспенская церковь. Рис. В. А. Жуковского. 1837 г.Древнеуспенская церковь. Рис. В. А. Жуковского. 1837 г. Успенский храм был приписным к Рождественской ц. пригородного с. Б. Студёнки (Студёнки), а с XIX в., после ее закрытия, связанного с переносом на новое кладбище, являлся главным приходским храмом села. В 1843 г. благочинный Липецка, настоятель Рождественского собора прот. Андрей Калугин, безуспешно пытался решить с духовным правлением вопрос о том, что Древнеуспенская ц., стоявшая на городской земле, не должна принадлежать храму с. Студёнки (ГАЛО. Ф. 14. Оп. 1. Д. 38. Л. 200-201 об.). До 17 нояб. 1869 г. бывшая монастырская церковь вновь упоминалась в документах как приписная к храму с. Студёнки, до 1875 г.- к городскому собору в честь Рождества Христова. 23 июня 1875 г., «согласно желания всех граждан города Липецка... в память чудесного избавления имп. Александра Николаевича от угрожавшего ему 25 мая 1867 года выстрела в Париже», с разрешения Синода при Успенском храме «открыт самостоятельный штат священнослужителей без прихода» (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2044. Л. 55; Д. 2318. Л. 92-93; Д. 2388. Л. 68; ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6066. Л. 1 об.).

4 июля 1837 г. В. А. Жуковский, сопровождавший путешествовавшего по России цесаревича Александра (впосл. имп. Александр II Николаевич), подъезжая к Липецку со стороны г. Козлова (ныне Мичуринск), отметил в дневнике: «Липецк вдали на горе покрытой пашнями. Внизу село с каменною церковью» (Жуковский. 1903. С. 336-337). Поэт выполнил рисунок Древнеуспенского храма и надкладезной часовни на фоне липецкого собора.

Вопрос о восстановлении мон-ря был поставлен 2 июня 1860 г., когда Липецкое духовное правление заслушало сообщение о «возобновлении бывшей древней Парольской п.» (так в тексте.- Авт.). В записке протоиерея липецкого Троицкого храма И. Несмелова от 20 нояб. 1857 г., позже поддержанной другими протоиереями (соборным - С. Смирновым и храма Вознесения Господня Д. Орловым), сказано, что Успенский храм имел такое местоположение, «каковое нарочито обрисовала сама природа для жилища иноков, ибо кругом то утесистые горы, покрытые густым лесом, то пруды и река Воронеж щедро и роскошно напояющие зеленые луга своими кристальными струями, словом сказать, совершенно безмолвие и уединение царствует в круг сего пустынного места. При разговорах и собеседовании с гражданами о помянутой пустыни, часто случалось встречаться с мыслью и желанием многих из них возобновить эту пустынь» (ГАЛО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 117. Л. 197-206 об.).

В ответ на резолюцию еп. Тамбовского свт. Феофана Затворника (Говорова) Липецкая городская дума предложила Об-ву купцов и мещан участвовать в этом деле и вынесла решение «об уступке места с произрастающим на оном лесом около 10 десятин по самый градский пруд для устройства обители». Была открыта подписка на сбор средств на возобновление пустыни с «наименованием ея Александровскою»; зафиксированы свидетельства о возможных пожертвованиях: земли (в вечное владение) 172,5 дес., кирпича более 200 тыс. штук; ок. 3 тыс. пудов извести и 15 тыс. р. серебром. 13 нояб. 1858 г. купец 3-й гильдии К. И. Котельников в прошении заявил, что жертвует земли, 116,5 дес. с лесом и строением при с. Гудаловка Липецкого у. Титулярная советница А. В. Рындина «жертвует принадлежащий ей в г. Липецке, деревянный дом на Дворянской ул. в соседстве с домом помещика Кожина с надворной постройкой и усадьбой шириной 17 саженей». Потомственные почетные граждане 2-й гильдии купцы А. П., И. И. и В. А. Хренниковы дополнительно жертвовали 300 тыс. кирпичей и обязались выстроить «за свой счет церковь во имя Живоносной Источницы над колодезем», представив купчую на 132 дес. и 1,2 тыс. кв. саж. земли в с. Тюшевка Липецкого у., и «высказали желание, чтобы часовня над св. источником в с. Тюшевка на их земле, где также явился чудотворный образ иконы Божией Матери «Живоносный Источник», принадлежала бы будущему монастырю». Поручик М. Прибытков жертвовал 0,5 дес. соснового леса из своих дач и 100 р. серебром. Имелись и др. пожертвования.

На основании собранных 26 свидетельств жителей, а также уведомления Липецкой городской думы о том, что отсутствуют «распоряжения правительства об упразднении Паройской пустыни и о приписке к г. Липецку принадлежащих ей земляной и лесной дач с прудом и водяною мельницей», Тамбовская духовная консистория поддержала проект штатного расписания: настоятель и монашествующей братии - 24 чел. (6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 14 послушников).

Неясны причины, по к-рым попытка возрождения Л. м. оказалась безрезультатной. Синод на заседании 3 июля 1861 г. решил: «Принимая во внимание благочестивое желание граждан г. Липецка и ходатайство преосвященного Тамбовского, учредить... общежительный мужской заштатный монастырь и находя средства для предполагаемого содержания обители от жертвователей достаточными, Синод определил предварительное испрошение Высочайшего соизволения на это представить обер-прокурору и Министру внутренних дел и спросить уведомления - не встречается ли со стороны МВД каких-либо препятствий к учреждению монастыря» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. Отд. 2. Ст. 2. Д. 34. Л. 1-2). Глава внутриполитического ведомства ответил, что препятствий к восстановлению монастыря нет (РГИА. Ф. 1287. Оп. 17. Д. 817. Л. 2 об.). Тамбовский и Шацкий еп. Макарий (Булгаков) также ходатайствовал о восстановлении Л. м., «заявляя желание поселиться в оном» (Липецкий летний листок. 1881. № 1, 25 июля).

Вид на Липецкий Успенский монастырь. Фотография. Нач. XX в.Вид на Липецкий Успенский монастырь. Фотография. Нач. XX в.17 июня 1881 г. Древнеуспенский храм был поставлен под охрану Имп. Археологического об-ва как памятник архитектуры XVII в. (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2318. Л. 92-100). В 1887 г. план, фасады, разрез и ситуационный план Успенской ц. для Имп. Археологической комиссии выполнил городской архит. Н. Терпугов (ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 6066. Л. 14-15). В 1890 г. профессиональное обследование и обмеры церкви выполнил архитектор (впосл. председатель архитектурной секции Имп. Археологического об-ва) липчанин И. П. Машков. Под гос. охраной храм находился до 1918 г. В 1906 г. преподаватель Липецкого ДУ Нарциссов издал историческую записку «Древне-Успенская ц. в г. Липецке (бывшая Паройская пустынь)». Эта брошюра является наиболее полным источником по истории храма. 3 дек. 1905 г. Тамбовский еп. Иннокентий (Беляев) поддержал идею восстановления обители. Возрождению Л. м. помешала революция, изменившая ситуацию в стране.

В 1916 г. Древнеуспенский храм располагал 100 дес. 287 кв. саж. земли, из них 45 дес. 600 кв. саж. находилось в с. Покровском Козловского у. (пожертвованы братьями Н., Г. и Д. Заболотскими), 52,5 дес.- в с. Дмитриевском Усманского у. (завещаны в 1899 С. Н. Трунцевской), 2 дес.- в с. Головщине Липецкого у. Тамбовской губ. (пожертвованы липецким мещанином А. Ф. Голевским). Из всей земли пахотной было 83 дес. 1200 кв. саж., сенокосной - 9 дес., «неудобной» - более 7 дес. (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2388. Л. 68 об.; ГАЛО. Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 50. Л. 112 об). Вся земля сдавалась в аренду и приносила 1886 р. дохода в год.

В нач. XX в. была проведена реставрация иконостасов. Тамбовская консистория направила письмо прот. М. Озерова в Имп. Археологическое об-во в С.-Петербург, в к-ром сообщила, что на средства благотворителя, пожелавшего остаться неизвестным, предполагается исправить «ветхости иконостаса… укрепить их, фон вновь закрасить в прежний светло-голубой цвет, возобновить позолоту, которая полиняла и отпала, добавить резьбу там, где она утрачена. Работы не будут касаться живописи икон и только те, которые покоробились и выгнулись, будут поправлены» (ИИМК РАН. Ф. 1. 1910 г. Д. 80. Л. 1). Реставрация проводилась в московской мастерской иконописцев братьев Чириковых. Предварительно обследование провел Г. О. Чириков. Иконостасы были отнесены к кон. XVII - нач. XVIII в. и «имели характерные особенности живописи («фрязи») петровских времен с заметным влиянием западных школ с их рисунками, но с русской раскраской колеров и бликовкой твореным золотом по светам» (Там же. Л. 7 об.- 8).

По прошению (2 нояб. 1910) еп. Тамбовского и Шацкого сщмч. Кирилла (Смирнова) 1 дек. 1910 г. Синод разрешил реставрацию иконостаса без «поновления икон» с целью сохранения их «первозданной старины» (РГИА. Ф. 797. Оп. 191. Д. 723. Л. 1-3). После предварительной фотофиксации иконостас был демонтирован и отправлен в Москву. После реставрации иконы были смонтированы под руководством мастеров Чириковых и вновь сфотографированы. По свидетельству современницы, после восстановительных работ иконостас преобразился: «...вместо переплетов, покрытых синей краской, оказались гирлянды листьев винограда и кисти плодов. Все золотое и серебряное... до революции и после несколько лет этот храм посещали группы приезжих, осматривали как исторический музей» (Письмо С. С. Красильниковой (Востоковой) // ЛОКМ. Вх. № 119 от 6 сент. 1983). Одновременно проводился ремонт храма и паперти: были удалены каменные парапеты по краям, ступени, бывшие вдоль всей паперти, остались только в центре. Паперть снабдили красивыми чугунными перилами. Фрагмент решетки был найден в кон. 80-х гг. XX в. и передан в Липецкий областной краеведческий музей.

Первым настоятелем после обращения в приходский храм до 26 мая 1881 г. был свящ. Андрей Фотиевич Назарьев; с 28 июля 1881 г.- прот. Димитрий Александрович Болховитинов (ГАЛО. Ф. 12. Оп. 1. Д. 68. Л. 174 об.); с 26 апр. 1891 г.- свящ. Стефан Федорович Востоков (расстрелян по постановлению тройки УНКВД 15 окт. 1937). Почти 20 лет вместе со свящ. Стефаном служил псаломщик С. С. Талинский. После его кончины в 1913 г. эту должность до 20-х гг. XX в. занимали поочередно его сыновья - Е. С. и С. С. Талинские. По воспоминаниям дочери свящ. Стефана С. С. Красильниковой, «по инициативе и на средства моей бабушки и содействии отца» была устроена мостовая от храма до Верхнего парка, служившая жителям до 80-х гг. XX в.

Свящ. Стефан Востоков. 1867–1937 гг. Фотография. 1892 г.Свящ. Стефан Востоков. 1867–1937 гг. Фотография. 1892 г.В 1901 г. на средства старосты при зап. входе был устроен «стеклянный фонарь-тамбур ажурной чугунной конструкции» со стеклянной крышей «на рамочном железе» и 3 дверями. Кровлю тамбура венчал чугунный крест (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2044). Остатки чугунного кружева, украшавшего вход в храм, были найдены в 80-х гг. XX в., во время работ по благоустройству территории. Позднее эти находки экспонировались в музее «Мир металла» (Липецкий обл. краевед. музей. НВ. 3225/11). В 1908 г. в холодном Никольском приделе был положен пол из сосновых досок, «без перерубов на имеющийся каменный холодный пол» (ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 2275. Л. 86-87). При церкви имелась деревянная сторожка. К юго-западу, через дорогу, стоял 2-этажный дом для причта (1898), построенный старостой М. М. Миловановым (РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 1986. Л. 8 об.- 9).

Иконостас Никольского придела Древнеуспенской ц. Фотография. 1910 г.Иконостас Никольского придела Древнеуспенской ц. Фотография. 1910 г.Монастырский некрополь являлся старейшим в городе, находился у стен Успенского храма, имел захоронения XVII - нач. XIX в., разрушен в 80-х гг. XX в. К 2015 г. восстановлены неск. фрагментов надгробий. Одно из последних датированных захоронений - могила 1804 г. М. Ф. Прибыткова. Неск. погребений находилось в самом храме. В церковной летописи есть сведения о том, что в приделе свт. Николая погребен иером. Александр, а в юго-вост. углу того же придела находилось еще одно захоронение. Здесь же, в приделе, или в примыкавшем к нему с северо-востока склепе, расположена могила 1742 г. Е. А. Чулковой.

В храме почиталась икона Божией Матери «Живоносный Источник» (нач. XVIII в.), привлекавшая до 2 тыс. богомольцев в 1-ю Пасхальную пятницу и в 8-ю Троицкую. В дни праздничных торжеств кроме обычной службы в храме и у часовни совершалось водоосвящение, служили молебны, панихиды, а освященную воду пили на месте и разносили по домам. Известны многочисленные случаи, когда по молитвам у иконы «Живоносный Источник» совершались чудеса исцелений от различных недугов.

Святыни и реликвии обители и храма утрачены в ХХ в. Особый интерес представляли 5-ярусный иконостас главного престола и придельный иконостас, выполненный в 2 яруса. Необычным было расположение икон: 1-й ярус начинался прямо от пола. Над царскими вратами вместо традиц. композиции «Тайная вечеря» помещалось изображение «Коронование Марии». В метриках за 1887 г. подчеркивалась древность 10 икон «старинного письма в главном иконостасе» и 3 икон Божией Матери «в особых киотах тоже старого письма и очень замечательного по кисти живописца». К «достопримечательным иконам» относились находившиеся у правого клироса чудотворный образ св. Параскевы Пятницы и Донская икона Божией Матери. Сохранялись антиминс Успенского престола, освященный в 1730 г. Воронежским еп. Иоакимом (Струковым), и антиминс Никольского престола, освященный в 1701 г. митр. Стефаном (Яворским) (ЛОКМ. Ф-2901/4. ФО-110).

В церкви находились кипарисовый крест с частицами мощей прп. Евфросинии, серебряные потир, дискос (XVIII в.) и др. священные предметы, а также вкладные книги имп. Петра I. Среди богослужебных книг (всего храмовая б-ка насчитывала в 1916 г. 140 томов) выделялись Евангелие 1694 г., обложенное «синим бархатом с изображениями на серебряных досках, в середине Воскресения Христова, а по углам 4 евангелистов», Октоих в 2 томах (1699), 12 Миней (1705), а также книга, «глаголемая Минея июльская Романовския и Паройския пустыни, что близ Липецких заводов Успенского монастыря, вкладная. Подписал во уверение впредь живущих строитель иеромонах Александр. 1754 года сентября». В нач. XIX в. летопись храма хранилась у Тамбовского епископа, а архив находился в его ризнице.

В 1804 г. кн. Кугушев писал о подземных сооружениях на территории обители. Некий монах, встретивший его в окрестностях бывш. Паройской пуст., посоветовал: «Не забудьте, между прочим, посмотреть пещеру, она очень любопытна…» (Кугушев. 1804. С. 56). Впосл. ход был обнаружен при ремонте храма в 10-х гг. XX в. Дочь последнего настоятеля прот. С. Ф. Востокова Серафима вспоминала: «Выше церкви, рядом, расположена была колокольня. Поставлена была уже при отце. А где-то там поблизости, неподалеку был открыт подземный ход. Помнится, говорили, было пройдено внутри горы сколько-то, но из-за того, что ход был завален землей, не стали докапываться до конца» (Письмо С. С. Красильниковой в ЛОКМ. Вх. № 119 от 6.09.1983). В 1911 г. при прокладке водопровода по Дворянской ул. был обнаружен «выложенный кирпичами сводчатый подземный коридор, уходивший под территорию Верхнего парка». При проведении канализации в 1952 г. вторично обнаружили подземный ход именно в том месте, где «кирпичная кладка высоких сводов резко переходит в низкий зигзагообразный ход с примитивной кладкой без применения извести» (ГАЛО. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 82. Л. 23-25; Жданов. 1957). На карте Липецка, составленной 17 дек. 1940 г. художником и краеведом В. И. Жуковым, на месте поликлиники, расположенной на ул. Ленина, указано, что в сер. XIX в. здесь «был обнаружен и потом засыпан тайный ход к берегу пруда» (ЛОКМ. НВ 1718). В 1960 г. краевед Н. В. Шелихов записал рассказ липчанина Лоскутова: «Вход в подземные сооружения начинается со стороны Монастырки. Лоскутов… видел длинные коридоры и их ответвления, обложенные досками, хорошо сохранившимися… По моему мнению, писал Лоскутов, обнаруженные коридоры представляют из себя штреки и проходы петровских рудников» (ГАЛО. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 82. Л. 39). К 2015 г. все подземные выходы засыпаны либо утрачены.

1922-2016 гг.

Липецкий Успенский мужской монастырь. Фотография. 2013 г.Липецкий Успенский мужской монастырь. Фотография. 2013 г. 29 марта 1922 г. из Успенского храма властью были конфискованы церковные ценности (3,4 млн р.), изъяты серебряная и золотая утварь весом 10 фунтов 50 золотников 45 долей, украшения с икон из драгоценных камней, в т. ч. 31 бриллиант, 39 алмазов, 144 жемчужины. Из венца иконы «Живоносный Источник» были изъяты 20 жемчужин (ГАЛО. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 165. Л. 10-11, 56-57). В 1926 г. Тамбовским об-вом краеведения Успенская ц., как одна из древнейших построек губернии, была включена в список памятников, подлежащих гос. охране. До осени 1936 г. в храме совершали богослужения, в т. ч. 1-й еп. Липецкий сщмч. Уар (Шмарин), а также священники, лишившиеся приходов. В 1938 г. храм был официально закрыт «по акту санинспекции... во избежание загрязнения источников водоснабжения» (ГАЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 7. Л. 120), иконостас уничтожен.

Летом 1944 г. Липецк и его окрестности с целью обследования памятников, числившихся на гос. охране, посетила экспедиция Московского архитектурного ин-та в составе архитекторов Н. П. Кукина, С. В. Васильева и Г. Л. Яковлевой. По словам ученых, «кладка стен сохранилась, но есть трещины, очевидно, совсем недавно разворочали пол и часть стены снизу, вероятно в поисках чего-то, рядом стоит сундук, а в развороченной части стены - ниша. Где стоял сундук, по-видимому, замурованный. Металлические связи и решетки окон сохранились. Железная кровля сохранилась только на главе, на остальной части церкви не сохранилось ни покрытия, ни перекрытий. Каменная лестница, ведущая к церкви и от нее, разрушена. Иконостаса, росписей нет. Охранная доска установлена» (ГНИМА. Л. 7-8).

После 1945 г. храм был отремонтирован, в нем разместили морг, затем склад. 31 марта 1949 г. Липецкий горсовет подтвердил статус памятника как церкви. В кон. 50-х гг. XX в. храм, лишенный кровли, стоял полуразрушенным. В 1967-1968 гг. церковь окружили забором и положили временную кровлю, но в здании оставались пустые оконные и дверные проемы, сквозные дыры в стенах. В поисках кладов вандалы разбили стены, вывернули плиты пола. В 1977-1980 гг. без утвержденного проекта на низком профессиональном уровне, проводились работы по консервации храма. При этом некрополь вокруг церкви был уничтожен. 20 июля 1990 г. в здании храма была размещена экспозиция краеведческого музея, посвященная истории металла и металлообработки.

Липецкое областное краеведческое об-во, поддержанное руководством ОАО «НЛМК», в кон. 1995 г. обратилось к Воронежскому митр. Мефодию (Немцову) с просьбой открыть в церкви приход. 18 июня 1996 г. распоряжением Госкомитета РФ по управлению госимуществом храм был возвращен РПЦ. 28 авг. 1996 г., в праздник Успения Пресв. Богородицы, после 60-летнего перерыва в храме состоялось первое богослужение.

30 июля 2003 г. по инициативе Липецкого еп. Никона (Васина) и по решению Синода Успенский приход был преобразован в муж. мон-рь. Государственная регистрация Л. м. как местной религ. орг-ции произведена 21 нояб. 2003 г., изменение устава - 14 окт. 2014 г.

В единственной обители Липецка по монастырскому уставу ежедневно совершаются богослужения, действуют воскресная школа для детей, б-ка, благотворительная трапезная. Трудами немногочисленной братии (5 чел. в священном сане) и прихожан произведены работы по укреплению древних фундаментов, обустроены Успенский и Никольский приделы, к-рые 15 янв. 2004 г. и 21 авг. 2005 г. освятил Липецкий еп. Никон. Иконописцами московской Старосимоновской мастерской выполнен иконостас Успенского придела. На месте разрушенного дома причта построен 4-этажный корпус с домовым храмом во имя сщмч. Уара, еп. Липецкого (освящен 24 сент. 2014 митр. Липецким Никоном в сослужении духовенства епархии и братии). Общая площадь корпуса ок. 2 тыс. кв. м. Устроены купель, звонница, хозяйственные службы, газовая котельная и др. Первый монашеский постриг насельника Л. м. состоялся 8 окт. 2015 г.

С 2008 г. при Липецкой областной клинической больнице действует домовый храм Казанской иконы Божией Матери, приписанный к обители. Братия сотрудничает с областной детско-юношеской патриотической организацией «Витязи», профессорско-преподавательскими и студенческими коллективами Липецкого ин-та кооперации, Липецкого гос. технического ун-та, Липецкого эколого-гуманитарного ин-та, воспитанниками детских домов, персоналом и пациентами геронтологического центра в с. Введенка. В обители трудятся волонтеры Военного ин-та (на правах фак-та) Московского авиационного ин-та.

Среди чтимых святынь Л. м.- иконы Божией Матери «Живоносный Источник», «Взыскание погибших» и вмч. Пантелеимона (ХХ в.), портрет свт. Тихона Задонского (нач. ХIХ в.), ковчег с частицами мощей ап. Тимофея, равноап. Марии Магдалины, святителей Николая Чудотворца, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Луки (Войно-Ясенецкого), Мелетия и Гавриила Рязанских, свт. исп. Николая (Могилёвского), мучеников Маманта, Космы Азийского, Антония, Иоанна и Евстафия Виленских и др.

Обязанности наместника с 2003 г. исполняет игум. Митрофан (Шкурин), зам. председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ.

Арх.: Годовой отчет за 2014 г. // Архив Липецкого Св.-Успенского муж. епарх. мон-ря. Ркп. 32; ГАЛО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 7. Л. 120; Д. 72. Л. 1; Ф. 12. Оп. 1. Д. 6. Л. 126-127 об.; Д. 68. Л. 174 об.; Д. 117. Л. 197-206 об.; Ф. 14. Оп. 1. Д. 10. Л. 9 об.; Д. 38. Л. 200-201 об.; Ф. 18. Оп. 1. Д. 6. Л. 149; Ф. 21. Оп. 1а. Д. 26. Л. 5-10; Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 163. Л. 141-141 об.; Д. 165. Л. 10-11, 56-57; Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 50. Л. 112 об.; Ф. Р-54. Оп. 1. Д. 603. Л. 183; Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 82. Л. 23-25, 39; Ф. Р-2210. Оп. 1 Д. 20479. Т. 3. Л. 358; Т. 5/а. Л. 16; Ф. 627. Оп. 58. Д. 7. Л. 1, 11, 17, 33, 35 об., 51 об.; Ф. 143. Оп. 4. Т. 4. Д. 13572; Ф. 178. Оп. 1. Д. 34. Л. 3; Ф. 181. Оп. 1. Д. 2044. Л. 55, 58; Д. 2318. Л. 92-93; Д. 2388. Л. 68; Д. 2065. Л. 97 об.; Д. 2077. Л. 139-139 об.; Д. 2275. Л. 86-87; Д. 2318. Л. 92-100; Д. 2388. Л. 68-68 0б; Д. 2044. Л. 55 об.; 2388. Л. 68-69; Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 1398. Л. 136 об.; ГНИМА. Б/н. Л. 7-8; КП. 1229. ФО-106; НВ 1718; КП 3157/8. Акт 2647. 1971 г.; НВ. 3225/11; НВ. 3250/3; НВ 4394; Ф-2901/4. ФО-110; РГАВМФ. Ф. 221. Оп. 1. Д. 40. Л. 27; РГАДА. Ф. 271. Оп. 3. Д. 212; Ф. 1355. Оп. 1. Д. 1621. Л. 1; РГИА. Ф. 796. Оп. 191. Д. 723. Л. 1 об.- 3; Оп. 31. Отд. 2. Ст. 2. Д. 34. Л. 1-2; Оп. 191. Д. 723. Л. 1-3 об.; Ф. 799. Оп. 33. Д. 1986. Л. 8-9; Ф. 834. Оп. 3. Д. 2453. Л. 1, 35-41 об.; Ф. 1287. Оп. 17. Д. 817. Л. 2 об.; Ф. 1293. Оп. 168. Д. 35. Л. 1; ИИМК РАН. Ф. 1. 1910 г. Д. 80. Л. 1, 7 об.- 9; ИИМК РО. Ф. 6. Д. 51. Ч. IV. Л. 79; Ф. Р-III. Д. 6066. Л. 1-1 об., 4 об., 6-7 об., 10-11, 14-15.
Лит.: Болховитинов Е. А. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ., собр. из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1800. С. 190; Кугушев Н. М. Мой курс в Липецке в 1804 г. М., 1804. С. 53, 56, 57; [он же]. Путешествие к Липецким минеральным водам в 1803 г. М., 1804. С. 79-82; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861; Макшеев Н. Н. Путев. по Липецким минеральным водам. СПб., 1895. С. 13; он же. Липецк: Минеральные воды и грязелечебница. М., 1900. С. 10; Жуковский В. А. Дневники / Примеч.: И. А. Бычков. СПб., 1903. С. 336-337; Нарциссов И. И. Древне-Успенская церковь в г. Липецке (бывш. Паройская пуст.). Липецк, 1906. С. 2, 8, 10, 12, 13, 18-21; Фирсов А. И. Город Липецк и его курорт // ИВ. 1911. Т. 124. № 6. С. 1047-1076; Жданов В. Седая старина // Ленинец. 1957. 14 сент.; Плужников В. И. Соотношение объемных форм в рус. культовом зодчестве нач. XVIII в. // Рус. искусство 1-й четв. XVIII в. М., 1974. С. 89, 98; Рудаков Л. Е. Беречь памятники прошлого // Ленинское знамя: Газ. Липецк, 1978. 22 июля; он же. И снова о памятниках // Там же. 1986. 27 февр.; Филимонов С. Б. Общество «Старая Москва» // Памятники Отечества. 1980. № 2. С. 116; Сергеев О. Сохранить на века // Там же. 1985. 29 марта; Чудотворные иконы Матери Божией. Коломна, 1993. Т. 1. С. 232; Бартенев П. И. Воспоминания // РА. 19942. Вып. 1. С. 48; Юрьев А. Церковь обобрали // Вперед, Россия: Газ. Липецк, 1996. № 11-12; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А. Храмы и мон-ри Липецкой епархии: Храмы Липецка. Липецк, 2006; Липецкая и Елецкая епархия, 2003-2008: Путем созидания: Иллюстр. альм. / Гл. ред.: Б. О. Архангельский. Липецк, 2009; Града Липецка святая обитель: Ист. описание Древне-Успенского храма Свято-Успенского Липецкого мон-ря / Ред.: игум. Митрофан (Шкурин). Липецк, 2012.
Игум. Митрофан (Шкурин), А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов
Рубрики
Ключевые слова
См.также